Публикации
 
Услуги
 
Информация
 
Контакты
 
 
«Известия», 8 сентября, 2002 г.

Ми-26 сбит российской ракетой. Генералы наказаны.

В субботу министр обороны России Сергей Иванов публично, на специально созванной пресс-конференции, огласил сенсационный приказ - о наказании высокопоставленных должностных лиц Минобороны в связи с катастрофой вертолета Ми-26 19 августа в Ханкале. Выговоры объявлены многим генералам - в том числе заместителю министра обороны, командующему Сухопутными войсками Николаю Кормильцеву. А командующий армейской авиацией Сухопутных войск Виталий Павлов, отстраненный на период расследования от должности, подал рапорт об увольнении, который министр тут же подписал.

Сергей Иванов, обещавший огласить итоги ведомственного расследования в середине сентября, сдержал свое слово. Более того, пожалуй, впервые в новейшей истории Российской армии ее руководство так жестко и быстро наказывает высокопоставленных генералов. Сами генералы, по сведениям "Известий", отнеслись к приказу министра крайне негативно.

- Комиссия Минобороны по расследованию причин катастрофы завершила свою работу. На основании выводов и рекомендаций этой комиссии я подписал приказ № 059, в котором определена степень дисциплинарной ответственности должностных лиц Минобороны, - заявил Сергей Иванов. - Выговор объявлен заместителю министра обороны Николаю Кормильцеву, командующему войсками Северокавказского военного округа Геннадию Трошеву, первому заместителю главкома Сухопутных войск Александру Морозову. Предупрежден о неполном служебном соответствии первый заместитель командующего войсками Северокавказского военного округа Владимир Булгаков и исполнявший тогда обязанности командующего группировкой войск в Чечне Сергей Макаров. Еще ряд высокопоставленных военных получили различного рода служебные взыскания, а командующий армейской авиацией Виталий Павлов представлен к увольнению с военной службы. Решается вопрос об уголовном преследовании некоторых виновных в катастрофе. Этим вопросом занимается Главная военная прокуратура.

Минобороны сделало и тактические выводы. Командующий группировкой Владимир Молтенской приказал усилить охрану Ханкалы и круглосуточно патрулировать окрестности военной базы.

Руководство Минобороны впервые за долгие годы реагирует на гибель российских солдат так оперативно. После того как 2 марта 2000 года в Чечне под обстрел федеральных сил из-за несогласованности военных попал отряд сергиевопосадского ОМОНа, в халатности обвиняли бывшего замначальника ГУВД Московской области генерал-майора Бориса Фадеева и бывшего руководителя объединенной группировки войск МВД в Чечне Михаила Левченко. Однако Старопромысловский районный суд Грозного оправдал их. В итоге у этой трагедии виновных не оказалось вовсе. А виновных в гибели атомохода "Курск", взорвавшегося 12 августа 2000 года, искали больше года. Только после того как 1 декабря 2001 года генпрокурор Владимир Устинов доложил президенту о ходе расследования, приказом министра обороны были уволены 12 высших офицеров Северного флота

Однако некоторые наказанные генералы не считают себя виновными.

- Все это пиар, работа на публику и на президента, - заявил "Известиям" один из них на условиях анонимности. - Иванов нарушил свой же приказ о том, что расследовать авиакатастрофы должен специалист, а не командующий Сухопутными войсками. А в вину Павлову ставится то, что он якобы нарушил 225-й приказ от 1997 года, в котором запрещаются перевозки людей вертолетами Ми-26. На самом деле у этого приказа есть специальное примечание. Там говорится, что он не распространяется на зоны боевых действий. На вертолетах Ми-26 всего 82 оборудованных места, а там было на 60 человек больше. Но этот вертолет способен поднимать 20 тонн, вертолетов не хватает категорически, поэтому вертолетчики и загружаются на пределе. Как солдату попасть в часть в Чечне?! Они иногда неделями в Моздоке ждут вертолета.

Самым сенсационным итогом расследования гибели Ми-26 стало то, что в этой трагедии может быть косвенно виновато бывшее руководство Минобороны. Следствие, по словам министра, установило, что причиной гибели вертолета и людей стало попадание ракеты из ПЗРК российского производства. Однако до сих пор специалисты не могут (или не хотят) сказать, из какой именно системы - "Стрела" или "Игла" - был поражен Ми-26 и когда зенитный комплекс был произведен - до распада Союза или уже после. А это принципиально: до начала 90-х годов на всех советских ПЗРК устанавливалась система опознавания "свой-чужой", которую может отключить только специалист, что исключало возможность поражения своей ракетой своего же летательного аппарата. В Коломенском бюро машиностроения, где производятся ПЗРК, "Известиям" рассказали, что "возникновение такой ситуации, когда российская ракета сбивает российский же вертолет, возможно, стало следствием давнего решения Минобороны. После 1991 года военное ведомство решило отказаться от системы "свой-чужой", так как большое количество авиатехники и ПЗРК осталось в бывших республиках".


Должны ли российские генералы нести уголовную ответственность за катастрофу Ми-26?

Мнение эксперта:

Виктор АНТОНОВ, генерал-майор внутренней службы в отставке:


- А что им за это - благодарность выносить? Конечно, надо разбираться и судить виновных. Каждая потерянная жизнь - это трагедия не только для родственников, но и для всего государства. Кто-то должен за это отвечать, тем более что в нашей армии такое понятие, как дисциплина, фактически отсутствует. И чтобы ее хоть как-то наладить, нужен неусыпный контроль. Начать нужно прежде всего с оружия и боеприпасов. Предотвращать и пресекать воровство на складах и заводах. Если хоть это делать правильно, терактов в Чечне станет меньше.


Сергей ЗАГРЕБНЕВ, адвокат:

- Должны нести ответственность или нет - решит суд. Сейчас можно сказать только две вещи. И каждая из них - повод для возбуждения уголовного дела. Во-первых, в Уголовном кодексе предусмотрена статья, которая так и называется: "Нарушение правил полетов и подготовки к ним". А во-вторых, погибли люди, и за это тоже кто-то должен ответить. К тому же, если бы все нормы безопасности полетов всегда исправно выполнялись, катастроф в небе и над Чечней, и вообще над Россией было бы гораздо меньше.


VIP мнение:

Олег БОЧАРОВ, заместитель председателя Мосгордумы:


- Обязательно должны. Там, где армия строится на основе права, они обязательно и несли бы уголовную ответственность. Но у нас другая правовая система. Сейчас речь может идти только о гражданской ответственности или суде чести.


Валентин ВАРЕННИКОВ, президент Российской ассоциации Героев:

- Почему же не должны, если они допустили преступление? Я не знаю, конечно, как каждый конкретно выглядел в этой ситуации, но тот, кто непосредственно организовывал этот полет, допустил серьезное нарушение, граничащее с преступлением. Он лично отвечал за жизни людей. Перегрузка вертолета, тем более в условиях, когда его могут сбить, - серьезное нарушение.


"Глас народа":

Артем КОЛОБОВ, продавец компьютерной техники, 30 лет:


- Я не специалист, и вопрос лежит вне области моей компетенции, но когда я задумываюсь об этом, мне кажется, что кто-то из нашего армейского руководства все-таки виноват. Я в свое время служил в армии и знаю не понаслышке, какой там бардак. Ситуацию необходимо исправлять, иначе катастрофы не прекратятся.


Нина ВОРОБЬЕВА, учительница, 48 лет:

- Странно все это как-то. Чеченцы подбили вертолет, а судить будут наших генералов. Хотя, с другой стороны, они, конечно, виноваты. Столько лет не могут справиться с бандитами. И если их судить, то за это.

Алексей ПОСПЕЛОВ, менеджер, 32 года:

- Не знаю как насчет вертолета - это пусть следствие разбирается. Но очень многие генералы путают свои личные интересы с армейскими. Когда я служил в армии, наш комполка из Свердловска в Нижний Тагил гонял транспортный самолет за мебелью для своей квартиры. Я слышал, что и в Ми-26 перевозилась крупная партия водки.

Дмитрий ЛИТОВКИН, Александр ЧУЙКОВ